Мы часто произносим поговорку: “С волками жить — по-волчьи выть”, но никогда при этом не задумываемся над тем, а зачем же волкам вообще нужно выть. Более того, долгое время и зоологи не знали этого. И лишь недавно ученые из Австрии смогли разгадать древнюю и интригующую загадку леденящего кровь, но все же, без сомнения, прекрасного волчьего воя…
Как мы знаем, волкам иногда свойственно выть, чем они время от времени с удовольствием и занимаются. Более того, многие из тех, кто живет в сельской местности или ездит в экспедиции, периодически слышат этот вой, который, по моему мнению, просто прекрасен. Однако до сих пор ученые толком не знают, зачем волкам иногда требуется выдавать свое местонахождение таким оригинальным способом. Хотя некоторые догадки на этот счет у зоологов, конечно же, имеются.
Сразу хочу сказать, что речь идет и об индивидуальных вокальных упражнениях каждой особи волчьей стаи и о коллективном вое — когда волки всем “миром” в унисон выводят затейливые мелодии. Впрочем, часто оба этих явления накладывается одно на другое — стоит какому-нибудь волку затянуть унылую песню, как тотчас же вся стая подхватывает ее. Но иногда этого не происходит — “певец” может выводить свои рулады в течение получаса в гордом одиночестве, и никто из товарищей к нему не присоединяется. Почему же в одних случаях волки поют хором, а в других — нет?
Еще в середине прошлого столетия ученые высказали предположение о том, что коллективным воем волки реагируют на отсутствие доминантной особи — таким образом они пытаются позвать вожака. Эту версию подтвердили и наблюдения грузинского зоолога-натуралиста Ясона Бадридзе, который много лет прожил в волчьей стае. В одной из своих статей Ясон Константинович упоминал о том, что после смерти вожака от старости вся стая долгое время слажено и пронзительно выла (вожак ушел умирать в укромный уголок, и, следовательно, саму кончину его сотоварищи не видели). Однако некоторые зоологи оспорили данное утверждение, утверждая, что такая реакция могла быть не на само исчезновение вожака, а на любую стрессовую ситуацию — то есть волки воют просто для того, что бы снять напряжение.
И вот недавно ученые из Центра изучения волков (Австрия) решили поставить точку в вопросе о том, почему же волки воют. В течение нескольких лет исследователи наблюдали за девятью особями Canis lupus, причем работа началась тогда, когда этим животным было всего шесть недель от роду. Когда волчата подросли, зоологи разделили их на две группы, в одной из них было пять волков, а в другой — четыре. Постепенно волчата росли, и между ними стали образовываться дружеские и иерархические связи, то есть кто-то кому-то подчинялся, кто-то с кем-то предпочитал играть, а кто-то — руководил всеми своими сотоварищами. Иными словами, через некоторое время образовались две полноценные волчьи стаи.
Далее ученые начали устраивать своим подопечным весьма долгие прогулки, во время которых одного из них уводили от стаи. Причем такая “выборка” производилась совершенно случайным образом — это делалось для того, чтобы такие умные животные как волки не смогли предугадать, кто именно покинет их во время прогулки. И вот что интересно — через 20-25 минут стая, поняв, что кого-то не хватает, принималась дружно выть. Интересно, что если пропадал доминант, то понять, кто первый начал вой было достаточно сложно, казалось, что волки начинали свою песню одновременно. Ну, а если пропадал кто-то из рядовых волков, то “заводилой” всегда выступал его товарищ, а остальные через какое-то время подхватывали призывную песню. Или же не подхватывали, если пропавший не ладил со всеми остальными членами стаи.
Таким образом, ученые поняли, что для волков вой служит выражением какого-то личного переживания, связанного с социальными взаимоотношениями. Однако они все-таки решили проверить и так называемую стрессовую гипотезу. Зоологи измерили у волков уровень стрессового гормона кортизола во время “пропажи” вожака и рядовых членов стаи. В результате выяснилось, что когда стая замечала отсутствие доминанта, уровень кортизола в их слюне все время повышался. А при отсутствии рядового сородича такового не происходило, однако волки при этом все равно выли, причем иногда всей стаей. Получается, что вой совсем не является стандартной реакцией на любую стрессовую ситуацию — он непосредственно связан с исчезновением сотоварища, вне зависимости от того, какой ранг в стае занимал пропавший.
Таким образом, можно сказать, что волки действительно воют для того, что бы вновь установить контакт с тем, кто для них очень важен — либо с вожаком, либо с близким другом. И, что самое интересное, частенько они делают это без оглядки на товарищей по стае и при этом вовсе не находятся в стрессовом состоянии. Ну, а раз это так, то нельзя считать волчий вой безусловным рефлексом — это в какой-то мере вполне осознанное поведение.
Тем не менее, опять-таки далеко не все зоологи согласны с выводами своих коллег из Австрии. Скептики полагают что, возможно, эксперимент “испортило” то, что его проводили с волками, находящимися в неволе. Не исключено, что дикие представители вида Canis lupus, что живут в естественной среде, устраивают свои концерты по совсем другим причинам…
No Responses to “Разгадана тайна волчьего воя”